Что нужно знать о коммерческом транспорте до ее ввоза в Россию?
При выборе техники для импорта в Россию важно учитывать, что к ввозу разрешены не все транспортные средства. Основное требование – это соответствие экологическим стандартам. Такое требование в особенности касается именно автомобилей. Запрещен ввоз техники, не соответствующей этим стандартам, подтвержденным специальными документами.
С 2018 года все автомобили, ввозимые с оформлением Одобрения типа транспортного средства (ОТТС), должны соответствовать экологическому классу не ниже «Евро-5». Исключением являются единичные транспортные средства, для которых требуется экологический класс не ниже «Евро-4», подтвержденный Свидетельством о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС). При этом автомобиль должен быть выпущен не ранее 2007 года.
С 2017 года обязательным является наличие системы экстренного вызова «ЭРА-ГЛОНАСС», информация о которой фиксируется в ОТТС или СБКТС. Система экстренного вызова может быть установлена после ввоза автомобиля на территорию РФ.
Экономическая целесообразность ввоза
Ввоз станет экономически привлекательным, если выгодна цена, которая формируется за счет таможенных пошлин, дополнительных платежей, а также утилизационного сбора, который распространяется на определенные виды техники.
Важно отметить, что в испытательных лабораториях проверке подлежат только полностью комплектные транспортные средства. Транспортные средства, которые не были восстановлены после аварий или имеют неисправности в системе рециркуляции выхлопных газов, не смогут получить СБКТС.
Категории техники и требования к ней
1. Малый грузовой транспорт
К этой категории относятся автомобили с полной массой до 5 тонн. На наиболее выгодные таможенные пошлины и минимальный утилизационный сбор могут рассчитывать автомобили младше 3 лет, соответствующие экологическим требованиям. Важно учитывать, что не все микроавтобусы попадают в категорию малогрузовых. Например, если у микроавтобуса окна есть не только в дверях, он классифицируется как легковое транспортное средство.
Для бортового транспорта требованием будет считаться наличие более двух осей или полная масса свыше 3,5 тонн, либо соответствие определенным критериям: длина грузовой площадки должна превышать 50% длины колесной базы или выполняться следующее математическое условие:
P - (M + N * 68) > N * 68
где (P) — технически допустимая максимальная масса, (M) — масса снаряженного транспортного средства, а (N) — количество сидений помимо водительского.
Масса «М» включает в себя массу транспортного средства с учетом наличия охлаждающей жидкости, масел, 90% топлива, 100% других жидкостей, инструментов, запасного колеса, водителя (75 кг).
2. Грузовой транспорт
К грузовым относятся автомобили с полной массой свыше 5 тонн. Для них наиболее выгодны таможенные условия при возрасте до 3 лет. Требования по экологическому классу аналогичны другим категориям. Габариты ограничены: длина — до 12 м, высота — до 4 м, ширина — до 2,55 м (или 2,6 м для изотермических кузовов). При превышении данных размеров требуется специальное разрешение.
3. Седельные тягачи
Для ввоза тягачей рекомендуется выбирать новые машины (моложе 3 лет) с экологическим классом не ниже «Евро-4» или «Евро-5» в зависимости от документов. Габариты соответствуют указанным для грузового транспорта.
4. Специальный грузовой транспорт
Это техника, предназначенная для выполнения конкретных задач, например, поливомоечные машины или автокраны. Для данной категории действуют наиболее выгодные ставки на таможенные пошлины и утилизационный сбор для автомобилей возрастом до 3 лет.
Такие машины, как самосвалы, мусоровозы или бетономешалки без возможности приготовления раствора, относятся к категории грузового транспорта.
5. Специальная техника
В перечень включены машины, не предназначенные для обычного движения по дорогам, например, экскаваторы, бульдозеры, сельскохозяйственная и строительная техника. Основное условие ввоза — размер утилизационного сбора, который минимален для новой техники. Под действие утилизационного сбора попадают не все виды самоходных машин.
6. Автобусы
Автобусы предназначены для перевозки более 10 человек, включая водителя. Существуют различные типы автобусов (туристические, городские и малые), для которых предусмотрены разные условия пошлин и сборов.
Туристический автобус: выгодные условия на пошлины и сбор распространяются при следующих параметрах — возраст до 3 лет, экологический класс не ниже «Евро-4», длина не менее 11,5 м, 41 посадочное место и багажный отсек объемом не менее 5 кубических метров.
Городской и малый автобус: выгодные условия действуют для техники младше 3 лет, соответствующей экологическим требованиям. Выпуск автобусов с правым расположением рулевого управления запрещен.
Максимальная длина одиночного двухосного автобуса категорий M2 и M3 — 13,5 метров, с числом осей более двух — 15 метров, сочленённого — 18,75 метров. Максимальная высота автобуса — 4 метра.
7. Прицепная техника
При ввозе полуприцепов и прицепов необходимо учитывать размер утилизационного сбора, который минимален для новых моделей. Оптимально выбирать прицепы с полной массой до 10 тонн. В ином случае придётся заплатить утилизационный сбор.
Важно помнить, что длина автопоезда, состоящего из тягача и прицепа (полуприцепа), не должна превышать 20 метров.
8. Калининградская область
Некоторые категории техники в Калининградской подлежат таможенному оформлению без уплаты утилизационного сбора при условии, что техника выпущена не более трех лет назад.
Учитывая все особенности и требования, можно избежать проблем с импортом техники и обеспечить ее законный ввоз в Россию.