Россия в ВТО: благо или бремя?
26.09.2012
В октябре 2011 года Аркадий Дворкович, тогда ещё помощник президента Медведева, сообщил, что логическим завершением процесса вступления России во Всемирную торговую организацию может стать министерская встреча ВТО 15 декабря 2012 года. А пока до события чуть меньше трёх месяцев, стоит разобраться, какое влияние оно может оказать на фондовый рынок нашей страны.
К слову, СССР получил статус наблюдателя в организации ещё в 1990 году. Но до сих пор ведутся переговоры о полноправном вступлении сначала Союза, а потом России в ВТО. Так что на пути к решению этого вопроса могут встретиться и неожиданные повороты.
Известно, что целью Всемирной торговой организации является обеспечение равного конкурирования между странами-членами в отношении услуг, товаров и инвестиций. Также ВТО отдаёт предпочтение таможенным пошлинам против лицензирования, стандартизации, квотирования и т.п. Кроме того, в рамках организации упрощается система правил, обобщается таможенное законодательство. Это только на руку российским экспортёрам, которым в таких условия будет только легче работать. Сейчас мы готовы вступить в ВТО: проведены мероприятия по сближению российских таможенных норм с нормами организации.
Таким образом, общая картина ситуации кажется вполне радужной. Но стоит оценить влияние, которое окажет на российский фондовый рынок вступление страны в ВТО.
Нефть и газ. Для этого сектора событие окажется нейтрально-положительным: здесь дополнительная защита от таможенной дискриминации тарифного и нетарифного рода. Но не стоит надеяться на полное упразднение пошлин на экспорт: основное Генеральное соглашение по тарифам и торговле предполагает их сохранение для компенсации критического недостатка какой-либо продукции на внутреннем рынке. Раньше споры вызывали внутренние цены на газ в России. Евросоюз выдвигал требование сравнять их с ценами в мире, однако Россия сумела снять требование ЕС.
Химическая промышленность. Здесь особенных изменений не предвидится. Удобрения, произведённые в России, особенно не дискриминируются, да и вступление в ВТО сделает невозможной любую дискриминацию со стороны торговых партнёров.
Чёрная металлургия является наиболее дискриминируемой отраслью. Именно поэтому вступление России в ВТО должно сказаться на экспорте продукции угледобывающих компаний и металлургов положительно. Снятие ограничений поможет и в экспорте продукции более низких пределов, такой, как руда. Крупные экспортёры России (Северсталь, Евраз, СУЭК) будут в выигрыше от вступления в организацию. Интересно, что дискриминация российской металлургической продукции идёт от её потенциальных крупных потребителей: США, Китая, Японии и других стран АТР.
В потребительском секторе также особенных изменений не будет. Эта площадка уже давно поделена между российскими компаниями, и даже Wal-Mart покинул рынок России после нескольких неудачных попыток на нём закрепиться. Здесь снизятся пошлины на импорт пищевых продуктов и одежды.
Но вот в сельскохозяйственной отрасли не всё так положительно. Здесь и в пищевой промышленности могут возникнуть проблемы после вступления страны в ВТО. Снизится пошлина на импорт мясопродуктов. Но российские компании вполне удовлетворяют внутренние нужды страны, имеют собственное производство, как и компании, производящие злаки. Но российское производство фруктов и овощей всё-таки может пострадать из-за низкой конкурентоспособности своей продукции по сравнению с импортной. Но ВТО предусматривает специальное соглашение по сельскому хозяйству – оно позволяет вводить дополнительные пошлины, если цена продукции заграничной намного ниже цены на продукцию собственного производства. Кроме того, это соглашение не запрещает меры государственной поддержки отрасли.
Не ожидается особенных изменений и в отрасли финансов. Учитывая, что финансовый рынок нашей страны занят российскими банками, места для вступления новых игроков нет. В розничном кредитовании 60 процентов сегмента контролируются российскими банками, в остальных сферах финансовой отрасли отечественные банки занимают более 80 процентов. От вступления страны в ВТО такие российские гиганты как Сбербанк, ВТБ с их огромной филиальной сетью точно не пострадают.
Фармацевтические компании и аптечные сети в России от вступлении в организацию пострадать не должны. Все простые лекарства, произведённые на территории страны, будут в любом случае дешевле, нежели импортные аналоги. Сложные же медикаменты либо не производятся в России, либо совсем или почти не облагаются пошлинами. На ввоз лекарств в нашей стране существуют пошлины, которые считаются очень низкими: это 5-10 и реже 15 процентов.
Что касается машиностроения, то может показаться, что эта отрасль после вступления РФ в ВТО перестанет существовать. Но не стоит спешить с выводами. Импортные машины облагаются высокими пошлинами, и нам не стоит ждать их значительного снижения. Скорее всего, в течение семи лет размер пошлины на автомобили, произведённые не в России и эксплуатировавшиеся 3-7 лет, снизится с 25 до 20 процентов. Значительное снижение пошлин может ждать разве что новые автомобили. Но иномарки наиболее популярной у наших потребителей ценовой категории уже производятся в России. Высокий размер таможенного тарифа России удалось отстоять на самолёты и крупные суда импортного производства.
В транспортной же отрасли особенных изменений не будет. Только небольшое сокращение тарифа на импортные транспортные средства будет ждать нас при вступлении России в ВТО. Исключением здесь являются малые самолёты и суда.
В области электроэнергетики Интер РАО ЕЭС только выиграет от вступления страны во Всемирную торговую организацию. Компания является практически монополистом в экспорте электроэнергии. И в тарификации для других государств не предусматривается субсидий и других льгот. Внутреннее же потребление замкнуто Единой энергетической системой. Стоит отметить, что ВТО не обязывает повышать внутренние тарифы на электричество. Это является индивидуальным решением внутри страны.
Как и многие другие отрасли, российский рынок телекоммуникаций поделён отечественными операторами связи. Даже с вступлением в ВТО не стоит опасаться атаки на рынок со стороны иностранных компаний. Тарифные предложения российских операторов гораздо привлекательнее для пользователей в нашей стране, нежели предложения из-за рубежа. Положительным моментом в телекоммуникационной отрасли будет являться снижение тарифов на ввозимое оборудование.
Высокие технологии. Теоретически именно на эту отрасль придётся ощутимый удар, потому что пошлины будут максимально снижены. Но увеличение сбора скорее всего никак не скажется на российском хай-тек производстве. Отечественные высокотехнологичные компании пользуются иностранной техникой и производственным оборудованием, и снижение таможенных тарифов только сократит издержки. Кроме того, отечественный сектор высоких технологий связан в первую очередь с государственным стандартом и госзакупками. Никакого влияния на внутренний оборот у ВТО нет. Более того, производителям хай-тек на руку окажется ещё и защита интеллектуальной собственности, которая возымеет действие после вступления России во Всемирную торговую организацию.
В заключении стоит сказать, что в основном вступление РФ в ВТО ситуацию экономике либо не изменит, либо всё же окажет на неё положительное влияние. В сегментах, где есть риск ухудшения ситуации, государство может оказать поддержку путём госзакупок, либо, введя специальные пошлины. Российские потребители же от вступления страны в организацию только выиграют – когда уменьшатся таможенные тарифы, цены скорее всего снизятся или хотя бы замедлят рост.
К другим новостям
- Моторные масла и смазочные материалы будут маркировать по-нoвoму
- Минсeльxoз PФ и Poссельxoзнадзор получили новые пoлнoмoчия
- Подтверждать экспорт товаров, подлежащих утилизaции после использования, можно будет в онлайн-режиме
- Цeны на автомобили снова вырастут: планируется очередная индексация утилизационного сбора
- Калининградские перевозчики обеспокоены состоянием транспортной отрасли региона
- Сформирован перечень товаров, по которому уклoнeниe от уплаты таможенных платежей считается уголовной ответственностью
- Налог с межценовой разницы при продаже подержанного тpанспoрта, приобретённого у физлиц: разъяснения ФНС России.
- Минэкономразвития поддерживает корректировку утилизационного сбора на автомобили в РФ
- Почему тарифы на перевозки выросли в три раза: представители сферы обсудили вопросы транзита грузов
- Минтранс России определил процедуру выдaчи рaзрeшeния на вывoз из страны некоторых категорий транспoртныx срeдcтв
- Подтвердить право на нулевую ставку НДС при экспортe станет проще
- Совет Евразийской экономической комиссии принял решение от 12.04.2024 N 32 "О внесении изменений в технический регламент Таможенного союза
- Комитет по промышленности и торговле направил Михаилу Мишустину предложение индексировать утилизационный сбор на колёсную технику ежегодно до 2030 года.
- В 2025 году в России создадут eдиный рeecтр грузоперевозчиков
- В России с 1 июля 2024 года резко вырастет утилизационный сбор на грузовики и спецтехнику.
- Передвижные и контейнерные АЗС в России: кoнтрoль и безoпаснoсть
- Экспертный совет при Думе предложил увеличивать утильсбор для защиты автопроизводителей.
- Таможенная пошлина на «льготные» автомобили может быть увеличена
- Новогодний подарок ЕС: утверждён очередной пакет санкций
- Россиянам больше нельзя въезжать в Европу на личном транспорте