Услуги таможенного оформления, грузоперевозки, продажа автотранспорта и спецтехники
Наша группа Вконтакте 8 (4012) 33-70-15, info@logisline.ru
Растаможка грузового транспорта в Калининградской области

Утилизационный сбор показал первые результаты

09.11.2012

Итоги сентября показали успешную «работу» утилизационного сбора - пока что со вступлением в ВТО на рынке российских авто ничего не изменилось. Но защита рынка от большого количества подержанных импортных машин выполняется пока только в отношении грузовых автомобилей. За девять месяцев 2012 году ввоз подержанных импортных автомобилей вырос на 75 процентов, как сообщает директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроение Минпромторга России Тимур Микай. Стоит отметить, что продажи рынка легковых машин возросли за те же девять месяцев всего на 18 процентов, новых импортируемых иномарок – на 6,9 процента, иностранных автомобилей, произведённых на российской территории, - на 37, 2 процента, а продажи отечественного автопрома снизились на 10,2 процента. По мнению игроков рынка, утилизационный сбор выполнил свою задачу: снижение ввозных тарифов никак не отразилось на ценах. Однако Toyota объявила о повышении цен ввиду утилизационного сбора ещё в конце августа.

В первые недели сентября на таможенных пунктах начали отмечать снижение количества ввозимых иномарок разных транспортных категорий. По сравнению с августом, импорт снизился в 2,5-5 раз. Но этот месяц таможенники не считают показательным, так как перегонщики автомобилей старались вывезти максимальное количество иномарок до первого сентября, чтобы не попасть на выплату утилизационного сбора. Именно из-за этого уровень импорта в этот месяц был выше. В данный момент некоторое затишье обусловлено тем, что весь импортный товар необходимо продать. Эксперты считают, что восстановление рынка можно ожидать к новому году. К этому времени рынок вернётся к своим обычным средним показателям. Как сообщают в Федеральной таможенной службе, в сентябре было зафиксировано снижение ввоза автомобилей из Японии, Кореи и Германии.

Но что касается рынка грузовых автомобилей, здесь наблюдается практически обратная ситуация. В ФТС сообщают, что сентябрь показал спад импорта грузовиков из Южной Кореи и Китая на 89-97 процентов, из Таиланда – в 3,5 раза. И сильнее всего это отразилось на сегменте тяжёлых грузовиков. Лишь ввоз грузовых машин из Японии показал незначительное увеличение. Спад импорта наблюдается и с европейской стороны: из Германии – более, чем втрое, из Италии – почти в пять раз, из Франции – втрое, из Швеции в 4,5 раза. Также зафиксирован спад украинского импорта (в Украине также ввели утилизационный сбор) и узбекского.

Причина спада на рынке грузовиков такая же, что и на рынке легковых машин: сложности с документами и бумагами, которые возникли в результате введения утилизационного сбора, и активизация импорта в августе. Но, несмотря на то, что утилизационный сбор пока вполне успешно выполняет свою функцию, доля российских производителей на рынке постепенно сокращается. Однако, они всё ещё сохраняют лидирующие позиции. Интересные данные предоставляют специалисты консалтинговой компании «АСМ-Холдинг»: за первые восемь месяцев текущего года было выпущено более 113 тысяч единиц российских автомобилей, около 19 тысяч иномарок собрано на территории России, 103 тысячи импортировано. Среди зарубежных грузовиков до введения утилизационного сбора по своим продажам лидировали корейские Hyundai. С января по август 2012 года на террирорию РФ было ввезено почти 9 тысяч машин этой марки. На втором месте находятся MAN и Ford, которых было ввезено по 7 тысяч грузовых автомобилей каждой марки, далее идут Mercedes (6,4 тысяч), Volvo (3 тысяч), IVECO (3,1 тысяч), Scania (2,9 тысяч). По сборке зарубежных марок в России существует следующая картина: в Калуге выпущено 2,9 тысяч грузовиков Volvo и 944 Renault, в Санкт-Петербурге — 558 Scania.

Говоря о второй задаче утилизационного сбора – создания утилизационной отрасли – нужно отметить первые декларации. По указу Министерства промышленности и торговли России автопроизводители должны были предоставить до 31 октября список утилизационных пунктов, где можно сдать свой автомобиль. Как заявил заместитель главы министерства Алексей Рахманов, «производители, которые не сформируют такие пункты, будут обязаны уплатить утилизационный сбор». Наличие пунктов приёма автомобилей на утилизацию у автопроизводителей – одно из обязательных требований положения об утилизационном сборе. Причём сеть таких пунктов должна охватывать регионы и города, где население превышает 500 тысяч человек. Как сообщают в Минпромторге, таких городов в России 35.

Автопроизводители организуют утилизационные пункты в своих дилерских центрах. А сам процессии утилизации «АвтоВАЗ» и «Соллерс» собираются организовать на площадках своих производств и на базе сторонних организаций. «Группа ГАЗ» пока рассчитывает на своих партнёров, так как вопрос об организации утилизации на своей территории находится на рассмотрении.

Volkswagen собирается организовать при помощи партнёров и пункты приёма, и саму утилизацию автомобилей. Renault рассматривают разные варианты организации комплекса по утилизации, например, партнёрство Renault-Nissan и «АвтоВАЗа».

Первым, кто заявил об организации собственного утилизационного комплекса в России, была корпорация Toyota. Руководство Toyota Tsysho Corporation сделала предложение правительству Московской области по созданию в регионе завода по утилизации, на что власти отреагировали положительно и объявили о готовности помочь компании. Представители правительства совершили рабочий визит в Японию. Там они встретились с руководителями 24 компаний по вопросу сотрудничества в строительстве утилизационного завода, технопарка и мусороперерабатывающего завода. По словам представителей японской стороны, они собираются создать в Московской области уникальный завод, где процесс утилизации не навредит экологии окружающей среды и станет ресурсоэффективным. В будущем планируется распространить такой опыт по всей России, ведь прогнозы говорят, что в стране будет уходить на утилизацию не меньше трёх миллионов автомобилей в год.

Как сообщает специалист компании PricewaterhouseCoopers Стэнли Рут, переработка необходимого количества машин потребует около 30 шрёдерных заводов. Сейчас в России их всего шесть. Организация утилизационной инфраструктуры потребует огромных затрат в размере двух миллиардов долларов. По словам Рахманова, на текущее время в бюджет от утилизационных сборов импортёров поступило около пяти миллиардов рублей. Эти средства государство планирует отправить на помощь бизнесу в организации утилизационных центров и финансовую компенсацию неэффективности, пока эти центра не достигнут необходимой загрузки в 50-100 тысяч машин в год.


К другим новостям

SSL